Интервью Генерального директора АО "СКТБ "Катализатор" об итогах года

19.01.2023

Интервью Генерального директора АО "СКТБ "Катализатор" об итогах года

Виталий Хан: «Наша работа – ускорять процессы»

Группа компаний «Катализатор» является одним из ведущих российских предприятий по разработке и производству катализаторов. О том, как работает сегодня группа компаний рассказал нашему журналу генеральный директор АО «СКТБ «Катализатор» Виталий Хан.


- Чем занимается ваша группа компаний?

- Группа компаний «Катализатор» разрабатывает и производит катализаторы – вещества, необходимые для протекания и ускорения многочисленных химических реакций, лежащие в основе промышленных процессов нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также занимается разработкой каталитических технологий.

Уникальность катализаторов в том, что в себестоимости конечной продукции их вклад небольшой, около 1-2 %, однако влияние на технологический процесс и, в конечном итоге, на качество и выход целевого продукта, а значит на экономику процесса – огромно. Действительно, в зависимости от того, какой катализатор будет использоваться в технологическом процессе, можно получить или большую экономию ресурсов, или неоправданный их перерасход, а, учитывая, что катализаторы могут работать десять и более лет, речь идет многих десятках или сотнях тонн целевой продукции. К примеру, недавно мы анализировали работу одной из промышленных установок, где был загружен неоптимальный для этого процесса катализатор и обнаружили, что потери производителя только за 1 год составили более десяти тысяч тонн. Другими словами, при тех же суммарных затратах бизнес недополучил существенную прибыль.

И это еще не самый плохой сценарий. Зачастую использование не оптимального катализатора приводит не только к недополученной прибыли, но и увеличивает прямые эксплуатационные расходы процесса, такие как увеличение расхода исходного сырья, необходимость в повышении температуры процесса и т.д. В установке, работу которой мы анализировали, был отмечен не только избыточный расход водорода, но и его вынужденный подогрев на 20 градусов, что, с учетом годового объёма используемого сырья в несколько сотен тысяч тонн и энергии, привело к значительному увеличению расходов производителя.

Поэтому, небольшие, относительно получаемого результата, затраты на катализатор и определяют его уникальность. Только при этом сам катализатор должен быть оптимальный для этого процесса, лучший, если хотите. Если вы производите лучший в мире катализатор, то он нужен везде, где он используется и в России, и в Америке, и в Австралии. А другой катализатор просто никому не нужен, при этом его себестоимость ключевой роли уже не играет.

Не стану скрывать: на сегодняшний день мы являемся успешной катализаторной компанией России и по многим продуктам считаем себя лучшими.


- Что сегодня представляют собой предприятия вашей группы?

- В настоящее время мы работаем на нескольких производственных площадках, три из них расположены в Новосибирской области, четвертая – в городе Ачинск Красноярского края и еще одна в европейской части страны – в городе Рязань. В группу компаний входят четыре юридических лица: АО «СКТБ «Катализатор», ООО «Торговый дом «Катализатор», АО «Химсинтез» и АО «Промкатализ».

АО «СКТБ «Катализатор» является ведущим предприятием группы. Его история начинается с 70х годов, когда академик М.А. Лаврентьев выдвинул идею о создании вокруг Академгородка ряда НИИ и КБ – т.н. «пояса внедрения» для продвижения научных идей и разработок в различные сферы жизни и промышленности. В области катализа реализацией данной идеи занялся директор Института катализа академик Г.К. Боресков. Именно по его инициативе и при его активном участии было организованно Специальной конструкторское бюро катализаторов с опытным производством, основной целью которого являлось решения вопросов масштабирования при изготовлении катализаторов с лабораторного до промышленного уровня, включая разработку соответствующих технологии и производство опытно-промышленных партий катализаторов. И сегодня здесь реализуются как исследовательские и пилотные, так и производственные проекты.

ООО «Торговый дом «Катализатор» – это дочернее предприятия АО «СКТБ «Катализатор», которое было создано в далёкие 90-е годы. В те непростые времена у основного предприятия были арестованы счета, а торговый дом взял на себя заключение договоров и проведение всех расчётов. Некоторые контракты действуют до сих пор, т.к. по условиям этих контрактов «Торговый дом «Катализатор» является единственной аккредитованной компанией, а процесс аккредитации в нашей отрасли, как у нас в стране, так и за рубежом может быть очень длительной и непростой процедурой.

АО «Промкатализ» мы приобрели в 2012 году, выкупив контрольный пакет акций рязанской катализаторной фабрики у ТНК-BP. Сегодня АО «Промкатализ» занимается многотоннажным производством катализаторов для самых различных сфер применения: от экологии до нефте- и газопереработки.

Самое молодое предприятие нашей группы – АО «Химсинтез», которое было создано для отработки технологий и соответствующего производства различных солей металлов, с перспективой их дальнейшего использования при производстве катализаторов. По нашим данным, АО «Химсинтез» является единственным отечественным производителем солей молибдена для катализаторных нужд. В России есть спрос на соли молибдена, однако с их производством и предложением пока не все благополучно. Главной задачей компании «Химсинтез» является восполнение недостатка подобной продукции.


- Какую линейку товаров вы производите?

- У нас широкий ассортимент продукции, помимо катализаторов для процессов нефтехимии, нефте- и газопереработки у нас исторически сильные компетенции в катализаторах и процессах очистки воздуха от летучих органических соединений. Более того, мы активно развиваем эти компетенции и разрабатываем катализаторы в виде блоков, целиком состоящих из активного компонента, что обеспечивает низкое гидравлическое сопротивление слоя катализатора, более устойчивую работу и более продолжительный срок службы катализатора. Мы успешно справляемся с наработкой пилотных партий различных медно-хромовых и медно-марганцевых блочных катализаторов экологического направления и рассчитываем на их последующее применение в соответствующих промышленных реакторах каталитической очистки воздуха.

Очищать важно не только воздух, но природный газ, из которого необходимо удалять серосодержащие соединения. Для этой цели у нас есть линейка алюмо-титановых катализаторов процесса Клауса.

В этом году мы разработали железо-молибденовый катализатор парциального окисления метанола в формальдегид, не уступающий по ряду ключевых характеристик своим импортным конкурентам, которые наши отечественные промышленные предприятия вынуждены использовать из-за отсутствия отечественных аналогов. До конца этого года мы планируем выпустить первую опытно-промышленную партию этого катализатора и надеемся обеспечить им всех заинтересованных потребителей, как внутри России, так и за ее пределами.

Еще одним новым и очень значимым продуктом является катализатор для процесса риформинга с непрерывной регенерацией для нефтеперерабатывающей промышленности. В текущем году мы выпустили первую партию данного катализатора, приготовленного на нашем носителе, другими словами добились стопроцентного импортозамещения в этом продукте. Насколько мы знаем, до сих пор в России это никому не удавалось. Наш катализатор риформинга уже работает на одном из НПЗ в России.

Использование собственного сырья для производства носителей и катализаторов является одной из стратегических целей группы компаний «Катализатор».


- Кто сегодня является вашим основным потребителем?

- В 2020 году доля экспорта в нашей консолидированной выручке составила 84%, в 2021 – 91%, а по итогам текущего года мы ожидаем 94%. И это происходит при постоянно растущей выручке – в прошлом году она превысила показатели 2020 года и в этом году мы снова ожидаем значительный прирост.

Основные поставки нашей продукции идут в страны дальнего зарубежья – большая часть идет на Ближний Восток, до весны этого года были отгрузки и в страны Европы, и в США. Интересная ситуация с Китаем – напрямую туда мы не ничего поставляем, но наша продукция там появляется через американского посредника. Поэтому, одна из задач, которую мы себе ставим – это прямой выход на китайский рынок, чтобы финансы оттуда стали поступать в Россию.

Удивительно, но при высоком зарубежном спросе внутренний рынок до последнего времени скептически относился к отечественным катализаторам, при том, что внутри страны мы предлагали более низкие цены, чем на экспорт. Однако, в этом году ситуация стала резко меняться: после введения ряда санкционных ограничений наши промышленные компании стали серьезно рассматривать отечественных производителей катализаторов. И многие из них были сильно удивлены, оказывается в России есть немало достойных решений, необходимых для них. Таким образом российский рынок также становится для нас многообещающей точкой роста.

При этом зачастую некоторые отечественные компании, пользуясь уходом с внутреннего рынка иностранных поставщиков, постоянно увеличивают цены на свою продукцию. Мы не разделяем такой подход и считаем, что необходим полноценный рынок, где цена определяется спросом и предложением, а потребитель может выбирать приемлемое для себя соотношения цены и качества.


- Чувствуете ли поддержку государства на федеральном, региональном уровнях?

- Я в бизнесе давно, с 1990 года. И до последних лет относится к действиям государства скептически: если оно не мешает, то уже хорошо. Но примерно шесть-семь лет назад стал замечать, что государство стало по-другому относиться к бизнесу. Постепенно исчезают опасения, что тебя в любой момент могут прижать, что-то из тебя выдавить, отжать и никакой апелляции не предусматривается. Однако, в последние годы вижу, что на государственные посты пришли новые люди, которые стали по-другому относиться к бизнесу.

А конкретнее, начиная, примерно с 2016 года нам стали очень здорово помогать. Нас слышат даже на федеральном уровне – еще на стадии подготовки документов к нам обращаются, чтобы узнать наше мнение о том, как будет работать тот или иной механизм поддержки бизнеса государством. И это дорогого стоит.

И про федеральный центр поддержки экспорта, и про наш региональный Минпромторг НСО ничего, кроме очень добрый слов, не могу сказать, они оказывают нам существенную поддержку. Да, система все еще работает не идеально, но положительная динамика явно видна и движение в целом идет в правильном направлении.


- На предприятиях вашей группы компаний работают более пятисот человек, как вы мотивируете их, как выстраиваете отношения с ними?

- Вопрос мотивации очень непростой. Конечно, я бы мог сказать, что у нас в прошлом году средняя зарплата была чуть меньше шестидесяти тысяч рублей, а в этом – почти семьдесят. Или упомянуть, что у нас можно получить почти беспроцентную ссуду на покупку жилья. Но мотивация – это не только материальное поощрение, все гораздо сложнее. И это не только у нас или в России – во всем мире сейчас есть проблемы с мотивацией.

На мой взгляд, самая сильная мотивация – это мотивация ответственностью. В самые трудные годы люди всегда чувствовали свою ответственность перед страной. В советских книгах и фильмах очень хорошо отражено, как наши отцы и деды шли на трудовые и военные подвиги. И это не какая-то пропаганда – так действительно было, и сейчас мы активно пользуемся плодами этих подвигов, хотя редко обращаем на это внимание.

За последние годы мы многое потеряли и пока не сумели создать новую цель и новую идеологию, которая могла бы занять место прошлой – коммунистической. Новая идеология помогла бы сплотить и мотивировать наших людей.

Да, сегодня много внимание уделяется патриотическому воспитанию, но этого недостаточно, т.к. патриотизм - это еще не цель и не идеология. Патриотизм – это естественное состояние всякого нормального человека любить ту землю, на которой он родился.

Если говорить о нашей компании, то мы стараемся ставить амбициозные цели и мотивировать движение сотрудников к ним. Мы хотим стать глобальной компанией в хорошем смысле этого слова – не вырасти и продать свои акции инвесторам из зарубежных стран, а вывести российскую компанию на мировой рынок. Для этого нужно сделать так, чтобы у нас работали самые лучшие специалисты и с максимальной отдачей.

И мы нашли решение этой задачи. Я пытаюсь сделать так, чтобы люди, которые работают у нас, чувствовали, что компания к ним относится справедливо. Не всегда это легко достигается. Понятно, что у каждого есть свое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Но в любом случае я стараюсь выстраивать такие отношения с сотрудниками, которые я хотел бы иметь сам, будучи на месте сотрудника.


Интервью опубликовано в бизнес-журнале "Status": https://ru.calameo.com/read/007024891c3de8afdb8ed



Возврат к списку

Закрыть